Пятница, 29.03.2024, 11:38
Приветствую Вас, Гость
        В группах нашего детского сада создана развивающая предметно- пространственная среда, т.е. комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.  В такой среде дошкольники легко включаются  в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.
        Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
        Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника, становится основой для его самостоятельной активности.  При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

        Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
  1. Иметь привлекательный вид;
  1. Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  1. Снимать утомляемость;
  1. Положительно влиять на эмоциональное состояние;
  1. Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  1. Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

        Показатели оценки развивающей среды:
  1. Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
  2. Отсутствие конфликтов среди детей;
  3. Наличие продуктов детской деятельности;
  4. Динамика развития ребенка;
  5. Невысокий уровень шума.

При составлении предметно - развивающей среды в детском саду соблюдаются следующие требования:

Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ для положительного эмоционального  тонуса и личностного развития ребенка.

Психолого – педагогические – гендерный подход; приоритетное направление образовательной деятельности педагогов группы; интересы склонности, способности детей; уровень развития детей и возрастные особенности; особенности реализуемой программы и педагогических технологий.

Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера в группах.

Ведущие характеристики предметно – развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это создает чувство уверенности и безопасности.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать  таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материал, разнообразные бытовые предметы.

Обеспечение самостоятельной индивидуальной  детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни.

 Обеспечение возможности для исследования и научения. Детское экспериментирование строится самим дошкольником по мере получения новых сведений о предмете (объекте).

Функциональность предметной среды, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполнять развивающую функцию.

Для конструирования предметно – развивающей среды в ДОУ использованы следующие принципы:

  1. информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
  2. вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
  3. полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;
  4. педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  5. трансформируемости, обеспечивающей важность изменений предметно – развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.

Определяющим моментом в создании  развивающей среды является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение. Создавая предметно – пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу:

  1. Возраст дошкольников;
  2. Уровень их развития;
  3. Склонности, способности, интересы;
  4. Гендерный состав;
  5. Личностные особенности.

Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя.  С учетом всех требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно – педагогическом и проектно – дизайнерском уровнях.


Модель  предметно – развивающей среды отражает структуру и содержание в процессе образовательной деятельности, в которой происходит развитие ребенка.


Предметное содержание для  самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками деятельности


  1. Игры, предметы и игровые материалы для осуществления самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками,
  2.  Учебно – методические пособия, используемые воспитателями в процессе обучения,
  3. Оборудование для осуществления детьми разнообразных типов деятельности

Временные изменения предметного содержания


  1. Для стимулирования  детской активности, учета происходящих изменений, связанных с ростом и развитием ребенка

Организация пространства

  1. Обеспечение и активное использование его детьми (разделение на зоны – игровая, спортивная, экспериментальная, внешнее оформление интерьера)









Моделирование развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной среде. При моделировании необходимо использовать:

  1. Научные положения исследователей в этой области;
  2. Базовые компоненты предметно – развивающей среды;
  3. Параметры организации образовательного процесса;
  4. Имеющееся пространство;
  5. Время года;
  6. Предметное и социальное окружение дошкольников.



Модель предметно – развивающей среды учитывает:

  1. Основные направления деятельности (физической, художественно – эстетической, познавательно – речевой и социально –личностной).
  2. Принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в других областях.
  3. Принцип вариативности, при котором определяющими факторами являются: тип ДОУ, культурные и художественные традиции, климатогеографические особенности, организацию пространства для активного использования его детьми (дизайн- студия, культурные ландшафты).
  4. Реализацию образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса (игровую – до 6 лет, и учебную – 6-7 лет), включающих:
  1. совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
  2.  свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  1. Реализацию образовательного модуля «коммуникация», включающего материалы и оборудование для совместной деятельности детей, обеспечивающих разностороннее развитие детей.

Примерная модель вариативности предметно – развивающей среды

Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией  М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой  и «Концепции построения развивающей среды» В.А. Петровского, соответствующей личностно – ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством  развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В качестве центров развития могут быть:

  1. Уголок для ролевых игр;
  2. Книжный уголок;
  3. Зона для настольно –печатных игр;
  4. Выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);
  5. Уголок природы (наблюдений за природой);
  6. Спортивный уголок;
  7. Уголок для экспериментальной деятельности;
  8. Игровой уголок (для игр со строительным материалом)
  9. Уголок для мальчиков;
  10. Уголок для девочек;
  11. Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной, чтения книг и др.
  12. Игровой центр с крупными мягкими конструкциями для легкого изменения игрового пространства.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Создание предметно – развивающей среды по направлениям развития детей:

Направление развития

        Оснащение

Физическое развитие.

Охрана жизни и укрепления здоровья

Физкультурные уголки в каждой возрастной группе.

Уголок Айболита

Познавательно – речевое развитие  

Учебная зона

 Уголки экспериментирования

Уголки книги

Зоны конструирования

Уголки природы

Мини - музеи 

Зона настольно –печатных игр

Художественно – эстетическое развитие

Уголки ИЗО

Музыкальные уголки

Уголок для ролевых игр 

Уголки ручного труда

Социально- личностное развитие

Уголки природы

Уголки безопасности

Уголки мальчиков и девочек 

Уголок дл ролевых игр


Дети средней группы (1) на музыкальном досуге




Воспитатель старшей группы Гофман Татьяна Николаевна

демонстрирует детям  старшей группы страусиное яйцо.



Дети средней (1) группы на досуге, посвящённом Дню защитника Отечества.