Суббота, 16.11.2019, 02:19
Приветствую Вас, Гость

ФГТ и ФГОС дошкольного образования.

     ФГТ к условиям реализации ООП ДО (далее - Требования) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих
реализацию ООП ДО, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
     Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:
·        обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
·        высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и ихродителей (законных представителей) и всего общества;
·        гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
·        комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
     Настоящие требования включают семь групп требований:
1) требования к кадровому обеспечению;
2) требования к материально-техническому обеспечению;
3) требования к учебно-материальному обеспечению;
4) требования к медико-социальному обеспечению;
5) требования к информационно-методическому обеспечению;
6) требования к психолого-педагогическому обеспечению;
7) требования к финансовому обеспечению.

ФГОС ДО является основой для:

- разработки и реализации Программы;
- разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);
- разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
- формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
- объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

- подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

 Требования к структуре ООП ДО по ФГОС

Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

В соответствии с ФГТ Образовательная программа любой дошкольной организации состоит из двух частей:

 1.     обязательной части;
 2.  части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы содержит следующие разделы:

1.     пояснительная записка;

2.     организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3.     содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

4.     содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

5.     планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6.     система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса содержит следующие разделы:

1.                пояснительная записка;
2.                содержание психолого-педагогической работы;
3.                планируемые результаты;
4.                система мониторинга освоения части программы. 

Содержание Программы по ФГОС должно охватывать следующие образовательные области:

коммуникативно-личностное развитие;

познавательно-речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

 

Содержание Программы по ФГОС должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

характер взаимодействия со взрослыми;

характер взаимодействия с другими детьми;

система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

 

Решение задач развития детей в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития – должно быть направлено на приобретение опыта в следующих 9-ти видах деятельности:

    двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

    игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);

    коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

    познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

    восприятия художественной литературы и фольклора;

    элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

    конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);

    изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

    музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

 

По ФГТ было 7 видов деятельности:

игровая;

коммуникативная;

трудовая;

познавательно-исследовательская;

продуктивная;

музыкально-художественная;

чтения.

Коррекционная работа

(и/или инклюзивное образование) должна быть направлены на: 

- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

- освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.


Требования к условиям реализации ООП ДО по ФГОС должны обеспечить:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

- эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;

- профессиональное развитие педагогических работников;

создание условий для развивающего вариативного дошкольного образования;

- открытость и мотивирующий характер дошкольного образования.


Психолого-педагогическая диагностика по ФГОС

В Организации (группе) может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов.

Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика – оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

         Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

целевые ориентиры дошкольного образования -  это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Данные требования являются ориентирами для:

- учредителей Организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;

- педагогов и администрации Организаций для решения задач: формирования Программы, анализа своей профессиональной деятельности,  взаимодействия с семьями воспитанников;

- авторов образовательных программ дошкольного образования;

- исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

- родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;

- широкой общественности.


С проектом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования можно ознакомиться на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.