ФГТ и ФГОС дошкольного образования.
ФГТ к условиям реализации ООП ДО (далее - Требования) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих
реализацию ООП ДО, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:
· обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
· высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и ихродителей (законных представителей) и всего общества;
· гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
· комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Настоящие требования включают семь групп требований:
1) требования к кадровому обеспечению;
2) требования к материально-техническому обеспечению;
3) требования к учебно-материальному обеспечению;
4) требования к медико-социальному обеспечению;
5) требования к информационно-методическому обеспечению;
6) требования к психолого-педагогическому обеспечению;
7) требования к финансовому обеспечению.
ФГОС ДО является основой для:
- подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.
Требования к структуре ООП ДО по ФГОС
Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
В соответствии с ФГТ Образовательная программа любой дошкольной организации состоит из двух частей:
Обязательная часть Программы содержит следующие разделы:
1. пояснительная записка;
2. организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3.содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
4. содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
5. планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
6 система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса содержит следующие разделы:
Содержание Программы по ФГОС должно охватывать следующие образовательные области:
коммуникативно-личностное развитие;
познавательно-речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Содержание Программы по ФГОС должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия со взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Решение задач развития детей в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития – должно быть направлено на приобретение опыта в следующих 9-ти видах деятельности:
• – двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
• – игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);
• – коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
• – познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
• – восприятия художественной литературы и фольклора;
• – элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
• – конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);
• – изобразительной (рисования, лепки, аппликации);
• – музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).
По ФГТ было 7 видов деятельности:
игровая;
коммуникативная;
трудовая;
познавательно-исследовательская;
продуктивная;
музыкально-художественная;
чтения.
Коррекционная работа
(и/или инклюзивное образование) должна быть направлены на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Требования к условиям реализации ООП ДО по ФГОС должны обеспечить:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;
- профессиональное развитие педагогических работников;
создание условий для развивающего вариативного дошкольного образования;
- открытость и мотивирующий характер дошкольного образования.
Психолого-педагогическая диагностика по ФГОС
В Организации (группе) может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов.
Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики.
Психолого-педагогическая диагностика – оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
целевые ориентиры дошкольного образования - это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Данные требования являются ориентирами для:
- учредителей Организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;
- педагогов и администрации Организаций для решения задач: формирования Программы, анализа своей профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями воспитанников;
- авторов образовательных программ дошкольного образования;
- исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
- родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;
- широкой общественности.