Четверг, 25.04.2024, 15:43
Приветствую Вас, Гость

1. Есть ли сегодня потребность в инновациях?

          Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогов ДОУ повышения качества дошкольного образования. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования.
          Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого ДОУ невозможно реформирование всей системы ДО. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.
Поэтому, в настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение; педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
          Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.
Источником инноваций является проблема. Решить проблему - значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы. 
Степень актуальности новшества определяется значимостью той практической проблемы, решению которой может способствовать его использование.
Общая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования. В.С. Лазарев (академик РАО доктор психологических наук, директор Института инновационной деятельности в образовании РАО)

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса. 
Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.
Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Руководителю необходимо знать, как инновации внедрять, осваивать и сопровождать.

2. Что это такое – инновация?
Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.
Приведем несколько определений этого понятия.
В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.
Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)
Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)
Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Каждое новшество в своем движении проходит определенные стадии. В инноватике их называют жизненным циклом новшества. Новшество когда-то возникает, используется, а по прошествии какого-то времени заменяется другими, более совершенными продуктами творчества.
Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий.
Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:
добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;
носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.
Новое может выступать в разных формах:
принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);
условная (относительная) новизна (следует отметить, что новизна всегда относительна как в личностном, так и во временном плане);
«оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий, заигрывание с наукой;
изобретательские мелочи.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
— в содержании образования;
— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
— в управлении ДОУ.
2. По масштабам (объему) преобразований:
— частные, единичные, не связанные между собой;
— модульные (комплекс частных, связанных между собой);
— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу:
— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
— радикальные инновации.
4. По отношению к предшествующему:
— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
— прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
— ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Существуют различные причины нововведений.
К основным, на наш взгляд, нужно отнести следующие:
1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.
2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.
3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.
4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.
5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.
6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.
7. Конкуренция между детскими садами.
Какой ни была причина инновационной деятельности в ДОУ, ее результаты не должны оставаться в стенах конкретного учреждения. В этом отношении большое значение имеет поддержка ДОУ со стороны администрации ДОУ, УО района, региона, Минобразования РФ.
Варианты презентации инновационной деятельности ДОУ:

- Собрания, педсоветы, творческие отчеты в ДОУ;

- Представление опыта работы на районных, краевых семинарах, конференциях, педчтениях, методических объединениях;

- Публикации в печатных и электронных СМИ и т.д.

3. Направления развития инновационных процессов
  1. Инновации в управленческой деятельности:
  1. программно-целевой педагогический менеджмент;
  1. создание единой программы управления;
  1. широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием учреждения;
  1. разработка Концепции развития ДОУ, Программы развития, образовательных программ;
  1. изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение новых его форм, делегирование контрольных функций.
  1. Инновации в содержании образования:
  1. адаптация и внедрение новых программ;
  1. разработка индивидуальных программ образования;
  1. организация дополнительных образовательных услуг.
  1. Инновации в технологиях:
  1. адаптация, разработка и использование здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий;
  1. использование технологии проблемного и развивающего обучения, информационных технологий, исследовательского метода, социоигровых подходов в работе с детьми, родителями и педагогами.
  1. Инновации в работе с кадрами:
  1. создание системы непрерывного образования педагогов;
  1. разработка программы формирования кадрового потенциала;
  1. индивидуальных программ творческого развития педагогов;
  1. индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
  1. использование мастер-классов, педагогических рингов, стажерских площадок, педагогических проектов;
  1. самореализационные формы повышения квалификации – творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы, создание банка инновационных идей и т.п.;
  1. активные методы обучения.
  1. Инновации в работе с детьми:
  1. организация различных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях;
  1. обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного подхода;
  1. разработка индивидуального маршрута развития и составление портфолио достижений в работе с одаренными детьми;
  1. организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуаций.
  1. Инновации в работе с родителями:
  1. применение интерактивных методов;
  1. использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества через клубы, семейные праздники и т.д.;
  1. организация пресс-службы по выпуску газеты для родителей.
  1. Инновации в предметно-развивающей среде:
  1. Обогащение макросреды ДОУ и микросреды групп с учетом авторских разработок;
  1. Построение развивающего пространства ДОУ по принципу интеграции и моделирования;
  1. Преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа, отражающего интересы девочек и мальчиков;
  1. Развитие альтернативных форм дошкольного образования:
  1. Организация работы группы выходного дня;
  1. Разработка программы предшкольной подготовки неорганизованных детей в условиях группы выходного дня на базе ДОУ и др.;

 

Литература:
1.Методист №3/11
2.Справочник старшего воспитателя №2/09
3.Справочник руководителя ДОУ №5/06
4Управление ДОУ №№ 6/07; 2/10; 5/11.
5. Белая К.Ю. «Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам»